|
Формирование математической образовательной среды в процессе профильного обучения
Сегодня в России происходит очередная реформа системы образования. Ничего неординарного в этом нет: образование – та область человеческой деятельности, где реформы обязательны и неизбежны. Меняется общество, и соответственно необходимы изменения в системе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Качественно новые изменения в российской системе образования в последние годы, ее направленность на гуманистический, личностно-ориентированный характер образования позволяют акцентировать внимание на выявление, раскрытие, развитие творческих, интеллектуальных способностей и склонностей подрастающего поколения. Заинтересованность государства в совершенствовании системы образования подтверждается рядом стратегических документов, одним из которых является Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Модернизация современной системы образования ставит вопрос о достижении нового качества общего образования, предполагающего разностороннее и гармоничное развитие способностей, интересов и склонностей каждого школьника, формирование творчески активной и социально зрелой личности. Главной задачей педагогики и психологии в этих условиях является укрепление взаимосвязей: общественная потребность в определенных способностях - условия для их развития - реальное развитие способностей. В этой связи развитие способностей рассматривается с позиции педагогики, интересующейся, прежде всего, индивидуальностью ребенка, условиями его развития в ходе образовательного процесса, что приводит к необходимости пересмотра содержания и структуры образования, форм организации и условий обучения. Необходимость системного развития математических способностей у учащихся диктуется самой жизнью - с развитием науки и техники растет потребность в высококвалифицированных специалистах: экономистах, программистах, инженерах и др. Профильное обучение и предпрофильная подготовка - это две главных части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. На современном этапе обучения назрела необходимость перехода старшей школы на профильное обучение. Эта необходимость определена « Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в задаче: «создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и на социализацию обучающихся». Как идея и теория эта система не представляет собой принципиально нового типа образования. Она вполне понятна и не противоречит идее общеобразовательной подготовки, поскольку содержит не только профильный, но и базовый блок дисциплин. Однако, как практика, она требует ответа на конкретные вопросы: - Что должно изменится в структуре образовательного процесса? - Какие изменения должны произойти в его содержании? - Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся? - Какие условия дополнительно к имеющимся следует создавать? - Из каких оснований следует исходить, собирая учеников по тем или иным профилям? - Что должна содержать структура предпрофильной подготовки? - Что такое профильное обучение? Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности. Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными интересами. В концепции профильного обучения ясно, выражена мысль том, что система специализированной подготовки (профильного обучения) – это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и запросами. Профильное обучение вводится в режиме личностно ориентированного подхода. Из дидактики известно, что обучение – это целостный процесс, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса – преподавание и учение, которые призваны “перерасти” в сотворчество учителя и ученика; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных и воспитательных задач. Преподавание в системе профильного обучения – это ценностное отношение к старшекласснику, к культуре, к творчеству, это забота о здоровье обучающегося; внимательное отношение к его жизнедеятельности; это создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; это признание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержания и технологии обучения; это забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика. Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности; воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане: Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных курсов. Примерная программа рассчитана на 408 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт: проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач; планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера; построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом; самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт. Результаты обучения: Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания. Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
Система работы учителя математики по предпрофильному и профильному обучению
Когда-то Сократ сказал: «Студент – это не сосуд, который нужно заполнить - а факел, который нужно зажечь». В наше время эти слова вполне можно отнести к ученикам, в частности, учащимся старших классов. Эти слова созвучны основным принципам Балонской декларации, обеспечивающей интеграцию российской системы образования в европейскую систему. Благодаря этому и возник новый образовательный стандарт. Стандарт содержит три оставляющие: 1. федеральная (75%), 2. национально – региональная (не менее 10%), 3. школьная (не менее 10%). Причем первые две инвариантны, а школьная – вариативна. Новый базисный учебный план предполагает:
Стандарт можно найти в журнале «Математика в школе», №4,2004г. А также в желто-синей книжке «Стандарты по математике». Данный стандарт станет обязательным для всех школ России с 2008 года. Он затронет в первую очередь учащихся 1-х, 5-х, 9-11-х классов, где начнется переход на предпрофильную подготовку. Основная цель предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению ученика через организацию элективных курсов и профильную ориентацию. «Электио» в переводе с английского означает «выбор». Элективные курсы в 9-х классах проводятся с целью помочь им сделать правильный выбор будущего профиля по способностям, интересам и желаниям, ознакомления с будущими профессиями. Кроме того, преподавание в системе профильного обучения – это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного исполнителя в положение активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования. На наш взгляд, одним из средств достижения этой цели являются нестандартные уроки. Главная цель нестандартных уроков в системе профильного обучения – возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Естественен вопрос: “Чем вызваны эти творческие поиски, что побудило к ним?” Причин несколько. Во-первых, безразличие учащихся, которое является производной индифферентности, охватившей значительную часть нашего общества. Во-вторых, в стране резко упал престиж образования и знаний, в том. В-третьих, введение всеобщего среднего образования и попытка обучения всех всему одинаково в одном классе привели к тому, что уровень преподавания для хороших и средних по знаниям учащихся был сильно занижен, следствием чего стала потеря интереса этой довольно многочисленной группы к занятиям. В-четвертых, непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление благодаря средствам массовой информации; поэтому занятия с ней методами, базирующимися на авторитарном нажиме, приказе, сегодня неприемлемы. Все это вместе взятое и вынуждает творчески мыслящих педагогов энергично искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и занятиям, соответствующие особенности контингента нынешних учеников, помогающие слабым учиться, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возрастную самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал, поскольку известно, что постоянство – враг интереса. Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Назовем некоторые из них: урок-инициатива, урок-соревнование, урок-аукцион, урок - дидактическая игра, урок-сочинение, урок - изобретательства, выпуск “живой газеты”, комплексно-творческий урок, урок творческий отчет, осмотр самодельной выставки, урок-КВН, урок-путешествие, устный журнал, семинар, конференция, урок-диалог, урок-дискуссия, учебная встреча, урок-суд, урок-лекция, урок-презентация. Исходя из практики, считаем, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций: - развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности; - позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; - развивают творческие способности учащихся; - способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; - являются хорошим средством от информационной перегрузки. Потребность в таком уроке ощущают и сами ученики. Но необычность формы, по нашему мнению, не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному – обучать, воспитывать, развивать. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для ребят праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа подростка словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Большинство нестандартных уроков требует активного участия учеников и выполнения двух обязательных, с нашей точки зрения, условия. Во-первых, так или иначе, готовиться к уроку должны все. Во-вторых, никто из школьников не должен знать всей окончательной программы, чтобы всем этот урок дал ощущение неожиданности, радости, чуда. Безусловно, нельзя считать нестандартные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Мы выступаем за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения. Новый взгляд на цели и ценности общего среднего образования, усиление вариативности его содержания на старшей ступени школы, развитие многообразия образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения. Тем самым создаются благоприятные условия для развития разных сторон и компонентов преемственности школьного и вузовского образования. Это связано, в частности, с тем, что “на стыке высшей и средней школы преемственность предполагает диалектическое взаимодействие педагогических процессов школы и вуза, а именно привнесение в школьную практику таких элементов вузовского обучения, которые обогащают и совершенствуют возможности средней школы”. (Коржуев А.В., Попков В.А. – “Вузовское и послевузовское образование”. “Критическое осмысление, поиск новых решений”. – М.Янус, 2002г.) Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний учашихся: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). В-третьих, нам практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельным учентком или группы в целом, что может быть необходимо при проведении итогового или рубежного контроля. Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть личностью. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, “как лучше рассказать материал”, к тому, “как лучше показать”. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. В формировании математической образовательной среды видное место занимает работа над учебником и учебной литературой Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Для этого можно знакомить учащихся с различными учебниками по математике (рассказывать об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ним работать; обучать подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях). Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задавать на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чем вообще не говорилось на уроке. При рассмотрении материал по учебнику просить учеников объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, какие образы у них при этом возникают. В дальнейшем ученики легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов. И учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
|
© kojanova-lena |