Тема опыта:  «Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время» 

 

Автор:  Кожанова Елена Ивановна,  учитель математики              

 МБОУ «Погореловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области».

Условия возникновения опыта

Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

       Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время». 

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность любой информации – это степень соответствия данной информации текущему моменту времени. Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности.

В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин:

- математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития в условиях неизбежного массового обучения;

- элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Практически каждому человеку приходится постоянно проводить элементарные подсчеты, делать оценки, прикидки, читать графики, осмысливать статистические данные и т.д.;

- математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики. Возникает необходимость кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы не заставлять насильно делать неинтересное, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.

Реализовывать данную задачу поможет отлаженная система работы учителя и учащихся.

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках математики через внедрение различных методов и средств обучения,  сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через  включение его в творческую деятельность.

Опыт работы опирается на идеи:

- идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

- идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха;

- идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении;

- идея создания благоприятных морально-психологических условий учения каждого.

 В условиях демократизации и гуманнизации образования реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих дидактических принципов:

-         принципы самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения

-         принцип воспитывающего и развивающего обучения

-         принцип научности

-         принцип доступности

-         принцип самостоятельности и активности в процессе обучения

-         принцип сознательности и прочности усвоения знаний и умений

-         принцип целенаправленности и мотивации обучения

-         принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся

-         принцип наглядности.

Длительность работы над опытом.

  С момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта прошло достаточно времени.

Над данным опытом учитель работает пять лет.

Диапазон опыта.

Диапазон опыт охватывает систему «урок – внеклассная работа», приемы и методы преподавания предмета математики.

Теоретическая база.

     Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества.  Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К.Крупской- Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;

хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

-теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям;

-принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

-принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

-принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

-установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

-принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

-мышление должно главенствовать над памятью.

Кожанова Е. И. в работе опирается на принципы педагогики сотрудничества, осуществляет личностно-ориентированный и дифференцированный подход.

Основополагающие педагогические теории, на которые опирается опыт учителя Кожановой Е. И.:

- «Теория развития познавательного интереса» - Т.В. Щукина;

- «Теория активизации учебно-воспитательного процесса» -  Т.В. Щукина;

- «Теория поэтапного формирования умственных действий» - П.Я. Гальперин;

         Технология направлена на формирование общих подходов к организации усвоения вычислительных правил, определений и теорем через алгоритмизацию учебных действий. Обучение осуществляется циклами.

- «Теория оптимизации обучения» - Ю.К. Бабанский;

Новизна опыта

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, новизна опыта состоит в первую очередь, в самом подходе  к проблеме, в разработке различных дидактических материалов, решении новых педагогических задач,  комбинации элементов известных методик, методов и средств обучения.

Технология опыта.

Цель опыта: активизация познавательной и творческой деятельности, повышение качества знаний учащихся по математике, через использование на уроках различных методов и способов обучения.

 Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Активизация обучения школьников означает оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса, систематическое создание в обучении математике таких учебных ситуаций, в которых учащиеся под руководством учителя включались бы в активную поисковую деятельность для приобретения ими новых знаний и умений, применения имеющихся в значительно изменяющихся условиях: это микроисследовательские ситуации, вовлекающие детей в творческую деятельность. Такие ситуации могут создаваться на одном и том же уроке по нескольку раз. Они позволяют реализовывать частично­поисковый и исследовательский методы обучения при широком использовании проблемного похода.

При проблемном построении занятия Кожанова Е.И. на отдельных уроках может начать его с решения практических задач, подводя учащихся к выделению цели урока. (Приложение №1 «Решение однородных тригонометрических уравнений»).

Познавательная деятельность учащихся отражает общее положение относительно развивающего обучения о том, что включение учащихся в творческую деятельность основной путь их развития.

Никто не будет спорить с тем, что для активизации познавательной деятельности учащихся, каждый учитель должен развивать логическое мышление школьников.

На своих уроках Кожанова Е.И. прежде всего из урока в урок старается развивать у ребенка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Кожанова Е.И. формирует у учащихся продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новые факты с ранее известными. (Приложение №2 «Решение систем уравнений второй степени») А-9

Одной из центральных проблем обучения является развитие индивидуальности и творческой активности учащихся. Один из способов решения этой проблемы самостоятельная и фронтальная работа учащихся по добыванию математических знаний. Самостоятельная работа повышает интерес школьников к уроку, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке.

(Приложение № 3 «Обыкновенные дроби» М-6)

Организуемая учителем Кожановой Е.И. фронтальная работа, в процессе которой дается оценка индивидуальных результатов школьников, подводятся итоги, помогает учащимся сообща достаточно быстро справиться с непосильными для некоторых из них познавательными трудностями, дает оценку из учебного труда. (Приложение № 4 «Построение треугольника по трем элементам» Г-7)

При изучении нового материала учитель использует прием, когда изучение нового материала идет параллельно с использованием ранее полученных знаний. Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно

 

Для активизации познавательной и творческой деятельности Кожанова Е.И. умело использует приемы эмоционального воздействия на школьников. С этой целью наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников.

Используемые учителем методические приемы зависят от специфики исторического материала, от целей и задач, которые ставит учитель при подаче этого материала. Среди них особое место занимает рассказ учителя, который для сообщений отдельных важных исторических сведений применяется чаще. (Приложение №6 «теорема Пифагора» Г-8)

С целью подготовки учащихся к активному усвоению знаний организуются практические работы, чаще всего связанные с проведением различного рода измерений. Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Приведу примеры.

Практическая работа № 1

Тема: Прямоугольный параллелепипед.

У каждого на парте куб и прямоугольный параллелепипед.

 

Задание: 1. Измерьте длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда и куба. Данные занесите в таблицу.  

Длина   а, (см)

Ширина

в, (см)

Высота

с, (см)

Объем

V, см3

Площадь по-верхности

S, см2

Сумма длин ребер

Р, см

Параллелепипед

Куб

2. Вычислите по формулам объем, площадь поверхности, сумму длин ребер

прямоугольного параллелепипеда

V = а·в·с, V =

S = 2(а·в+а·с+в·с), S =

Р = 4(а+в+с), Р =

и куба

V = а3, V =

S = 6а2, S =

Р = 12а, Р =

3. Заполните таблицу.

4. Сделайте вывод.

Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой стороны.

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:

- учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- проверять качество усвоения материала;

- разнообразить процесс обучения;

- сэкономить время на опрос;

- использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений

Нетрадиционные уроки.

        В качестве средств активизации учения школьников выступают:

-учебное содержание

-формы

-методы

-приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное  обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

урок-соревнование;

урок-игра;

урок-путешествие;

урок-практикум;

урок-лекция;

урок-консультация;

интегральные уроки.

Урок-лекция.

       При подготовке к лекции  учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я  отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала (стереометрия) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

       Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю  индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения  и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я  немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

       Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною  предпринимаются  следующие действия:

O    решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;

O    установить соответствия практического материала изученной теории;

O    выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);

O    выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;

O    отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;

O    выделить задачи, допускающие несколько способов решения;

O    спланировать циклы взаимосвязанных задач;

O    составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

       Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение.

       В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

 

Урок- турнир.

       Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На такие  уроки я приглашаю  родителей, своих коллег, классного руководителя.

Анализ учебных занятий Елены Ивановны дает возможность судить о том, что успех ее работы состоит в постановке перед учащимися четких заданий, в организации их активной познавательной деятельности. Для этого учитель использует разнообразные виды тренировочных упражнений: закодированное задание, игровые элементы, ролевые игры, содержание которых способствует экономическому и нравственному воспитанию.

  

Библиографический список:

 

1.     Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., "Педагогика", 1977

2.     Епишева О.Б. Технология обучения математики на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003г, 223с.

3.     Илларионова В.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. журнал «Математика в школе». - № 6-1982г., с.21

4.     Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики.- М.: Просвещение, 2002г., 175 с.

5.     Миронов Г.В.Приемы активизации учебной деятельности школьников. журнал «Математика в школе». № 3-1993г., с. 12

6.     Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986г., 144с.

7.     Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

8.     Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.

 

 

 

© kojanova-lena

Сделать бесплатный сайт с uCoz